АРП «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Забайкальского края

Нерчинско — Заводский округ
МОУ «Олочинская ООШ»

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________________________
Первоухина Н.Е.
МО №1 от «25» 08.20 23 г.
СОГЛАСОВАНО
ЗД по УВР
________________________
Петунина Н.С.
Методический совет №1 от «28» 08.2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
директор
________________________
Шубина Т.К.
Приказ №2 от «30» 08.2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Примерная рабочая программа по биологии для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от31.05.2021г.№287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер64101) (далее– ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общегоо бразования обучающихся с задержкой психического развития(одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол от 18 марта 2022г. №1/22))(далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования по учебному предмету «Биология», Примерной программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Общаяхарактеристикаучебногопредмета«Биология»
Учебный предмет «Биология» входит в предметную область
«Естественно-научные предметы».
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразиии эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения ,освоения общенаучных методов (наблюдение,измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика»,«Химия» ,«География», «Математика» ,«Основыбезопасностижизнедеятельности», «История», «Русскийязык», «Литература» и др.
Предмет максимально направлен на формирование интереса к природному и социальному миру, совершенствование познавательной деятельности обучающихся с ЗПР за счет овладения мыслительными операциями сравнения, обобщения, развитие способности аргументировать свое мнение, формирование возможностей совместной деятельности.
Значимость предмета для формирования жизненной компетенции обучающихся с ЗПР заключается в углублении представлений о целостной и подробной картине мира, понимании взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием природы, в развитии умения использовать полученные на уроках биологии знания и опыт для безопасного взаимодействия с
окружающей средой; адекватности поведения обучающегося с точки зрения опасности или безопасностидля себя или для окружающих.
Программа отражает содержание обучения предмету «Биология» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Биология» представляет определенную трудность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной деятельности, внимания ,памяти, речи, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом, сложностями при определении в тексте значимой и второстепенной информации.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Биология»необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных связей, постепенное усложнение изучаемого материала; некоторый материал возможно давать в ознакомительном плане. При изучении биологии обучающимися с ЗПР необходимо осуществлять взаимодействие на полисенсорной основе.

Цели и задачи изучения учебного предмета «Биология»
Общие цели изучения учебного предмета «Биология» представлены в Примерной рабочей программе основного общего образования.
Цель обучения данному предмету заключается в формировании у обучающихся с ЗПР научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах; овладение базовымизнаниями о живых организмах и их роли в природе, о методах познания живой природы и использовании их в практической деятельности; воспитании ценностного отношения к здоровью человека и к живой природе.
Основными задачами изучения учебного предмета «Биология» являются:
 формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразияв биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
 формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
 приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
 формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на

здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих,осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
 формированиепредставлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
 освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации трудаи отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Биология», направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, повышение познавательной активности, создание условий для осмысленного выполненияучебнойработы.

Особенности отбора и адаптации учебного материала по биологии
Обучение учебному предмету «Биология» необходимо строить на создании оптимальны хусловий для усвоения программного материала обучающимися с ЗПР. Важнейшим является соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся, зависящего от уровнясформированности их учебно-познавательной деятельности, произвольной регуляции, умственной работоспособности, эмоционально-личностных особенностей и направленности интересов.
Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового уровня.По содержанию и объему он должен быть адаптированным дляобучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми образовательными потребностями.
Акцент в работе следует сделать на развитии у обучающихся с ЗПР словесно-логического мышления, без чего невозможно полноценно рассуждать,делать выводы. Значимая роль в этом принадлежит практическим (в том числелабораторным) работам,организации наблюдений и т.д.
Важно развивать возможность использования знаково-символических средств организации познавательной деятельности (построение и декодирование наглядных моделей, отражающих основное содержание изучаемого материала).
Следует активно побуждать обучающихся к самостоятельному поиску информации. Поскольку предмет «Биология» обычно вызывает у обучающихся определенный интерес, это важно использовать для совершенствования их поисковой активности.
Большое внимание должно уделяться закреплению изученного материала,в том числе специальной актуализации знаний, полученных в

предшествующих классах, поскольку без подобного повторения изакрепления высок риск «поверхностного обучения», когда сиюминутно актуализируемые знания не могут стать основой для их дальнейшего совершенствования.
Примерная программа предусматривает внесение некоторых изменений: включение отдельных тем и лицелых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения.
В ознакомительном планедаются темы,выделенные в содержании программы курсивом.«Общие биологическиезакономерности»рассматриваются в течение всего периода обучения биологии в основной школе
Определение количества часов на изучение тем зависит от контингента обучающих сякласса.

Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
Осмысленное освоение содержании образования по предмету«Биология»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках биологии определяется их особыми образовательными потребностями. Помимо широкоиспользуемых в ООП ООО общих для всех обучающихся видов деятельности следует усилить виды деятельности, специфичные для данной категории обучающихся, обеспечивающие осмысленное усвоение содержания образования по предмету «Биология»: усиление предметно-практической деятельности; чередование видов деятельности, задействующих различные сенсорные системы; освоение материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, шаблоны, опорные таблицы). Для развития умения делать выводы необходимо использовать опорные слова и клише. Особое внимание следует уделить обучению структурированию материала: составлению рисуночных и вербальных схем, таблиц с обозначенными основаниями для классификации и наполнению их примерами и др.
Продуктивным для закрепления и применения усвоенных знаний, а также развития коммуникативных УУД является участие обучающихся с ЗПР в проектной деятельности. При организации уроков рекомендуется использовать IT-технологии, презентации, научно-популярные фильмы, схемы, в том числе,интерактивные,и другие средства визуализации.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООПООО.
Для обучающихся с ЗПР существенным являются приемы работы с лексическим материалом по предмету. При работе над лексикой, в том численаучной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических единиц)необходимо включение слова в контекст. Введениенового термина, новой лексической единицы проводится на основе обращения к этимологии слова и ассоциациям.

Каждое новое слово включается в контекст, закрепляется в речевой практике обучающихся.
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.

Местоучебногопредмета«Биология»вучебномплане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественнонаучные предметы» и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Биология», представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования, Примерной адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
На изучения предмета в шестом классе выделено 1 час в неделю, итого 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«БИОЛОГИЯ»
6 КЛАСС
1. Растительный организм
Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. Связь ботаники с другими науками и техникой. Общие признаки растений.
Разнообразие растений. Уровни организации растительного организма. Высшие и низшие растения. Споровые и семенные растения.
Растительная клетка. Изучение растительной клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма (пластиды, митохондрии, вакуоли с клеточным соком). Растительные ткани. Функции растительных тканей.
Органы и системы органов растений. Строение органов растительного организма, их роль и связь между собой.
Лабораторные и практические работы.
 Изучение микроскопического строения листа водного растения элодеи.
 Изучение строения растительных тканей (использование микропрепаратов).
 Изучение внешнего строения травянистого цветкового растения (на живых или гербарных экземплярах растений): пастушья сумка, редька дикая, лютик едкий и другие растения.
 Обнаружение неорганических и органических веществ в растении.
Экскурсии или видеоэкскурсии.
Ознакомление в природе с цветковыми растениями.
2. Строение и многообразие покрытосеменных растений
Строение семян. Состав и строение семян.
Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней. Корень – орган почвенного (минерального) питания. Корни и корневые системы. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Корневой чехлик. Зоны корня. Корневые волоски. Рост корня. Поглощение корнями воды и минеральных веществ, необходимых растению (корневое давление, осмос). Видоизменение корней. .

Побег. Развитие побега из почки. Строение стебля. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица. Их строение, биологическое и хозяйственное значение. Побег и почки. Листорасположение и листовая мозаика. Строение и функции листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями (кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки). Лист – орган воздушного питания.
Строение и разнообразие цветков. Соцветия. Плоды. Типы плодов. Распространение плодов и семян в природе.
Лабораторные и практические работы.
 Изучение строения корневых систем (стержневой и мочковатой) на примере гербарных экземпляров или живых растений.
 Изучение микропрепарата клеток корня.
 Ознакомление с внешним строением листьев и листорасположением (на комнатных растениях).
 Изучение строения вегетативных и генеративных почек (на примере сирени, тополя и других растений).
 Изучение микроскопического строения листа (на готовых микропрепаратах).
 Рассматривание микроскопического строения ветки дерева (на готовом микропрепарате).
 Исследование строения корневища, клубня, луковицы.
 Изучение строения цветков.
 Ознакомление с различными типами соцветий.
 Изучение строения семян двудольных растений.
 Изучение строения семян однодольных растений.
3. Жизнедеятельность растительного организма
Обмен веществ у растений
Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины и другие вещества) растения. Минеральное питание растений. Удобрения.
Питание растения.
Поглощение корнями воды и минеральных веществ, необходимых растению (корневое давление, осмос). Почва, её плодородие. Значение обработки почвы (окучивание), внесения удобрений, прореживания проростков, полива для жизни культурных растений. Гидропоника.
Фотосинтез. Лист – орган воздушного питания.Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека.
Дыхание растения.
Дыхание корня. Рыхление почвы для улучшения дыхания корней. Условия, препятствующие дыханию корней. Лист как орган дыхания (устьичный аппарат). Поступление в лист атмосферного воздуха. Сильная запылённость воздуха, как препятствие для дыхания листьев. Стебель как орган дыхания (наличие устьиц в кожице, чечевичек). Особенности дыхания растений. Взаимосвязь дыхания растения с фотосинтезом.
Транспорт веществ в растении.
Связь клеточного строения стебля с его функциями. Рост стебля в длину. Клеточное строение стебля травянистого растения: кожица, проводящие пучки, основная ткань (паренхима). Клеточное строение стебля древесного растения: кора (пробка, луб), камбий, древесина и сердцевина. Рост стебля в толщину. Проводящие ткани корня. Транспорт воды и минеральных веществ в растении (сосуды древесины) – восходящий ток. Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды в растении. Влияние внешних условий на испарение воды. Транспорт органических веществ в растении (ситовидные трубки луба) – нисходящий ток. Перераспределение и запасание веществ в растении. Выделение у растений. Листопад.
Рост и развитие растения.
Прорастание семян. Условия прорастания семян. Подготовка семян к посеву. Развитие проростков.
Образовательные ткани. Конус нарастания побега, рост кончика корня. Верхушечный и вставочный рост. Рост корня и стебля в толщину, камбий. Образование годичных колец у древесных растений. Влияние фитогормонов на рост растения. Ростовые движения растений. Развитие побега из почки.
Размножение растений и его значение. Семенное (генеративное) размножение растений. Цветки и соцветия. Опыление. Перекрёстное опыление (ветром, животными, водой) и самоопыление. Двойное оплодотворение. Наследование признаков обоих растений.
размножение культурных растений. Клоны Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Вегетативное. Сохранение признаков материнского растения. Хозяйственное значение вегетативного размножения. Образование плодов и семян. Типы плодов. Распространение плодов и семян в природе. Состав и строение семян. Условия прорастания семян. Подготовка семян к посеву. Развитие проростков.

Лабораторные и практические работы.
 Наблюдение за ростом корня.
 Наблюдение за ростом побега.
 Определение возраста дерева по спилу.
 Выявление передвижения воды и минеральных веществ по древесине.
 Наблюдение процесса выделения кислорода на свету аквариумными растениями.
 Изучение роли рыхления для дыхания корней.
 Овладение приёмами вегетативного размножения растений (черенкование побегов, черенкование листьев и другие) на примере комнатных растений (традесканция, сенполия, бегония, сансевьера и другие растения).
 Определение всхожести семян культурных растений и посев их в грунт.
 Наблюдение за ростом и развитием цветкового растения в комнатных условиях (на примере фасоли или посевного гороха).
Примерные контрольно-измерительныематериалы по биологии
Виды и формыконтроля:
 устныйопросвформебеседысопоройнаплан;
 тематическоетестирование;
 лабораторныеипрактическиеработы;
 зачеты;
 индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания,индивидуальныедомашние задания).
Текущая проверка осуществляется в процессе освоения обучающимися каждой темы и тематического раздела в целом. Она проходит в виде опросов,выполнения проверочных заданий и др., организуемых педагогом. Основная функция текущей проверки заключается в диагностировании результатов и дальнейшей коррекции трудностей, возникающих при освоении программы.
Промежуточный контроль позволяет установить уровеньосвоения обучающимися программного материала по биологии на конец учебного года.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«БИОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:
• чувство ответственности перед своей малой Родиной
осознание необходимости соблюдения правил природосбережения и природопользования;
• мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
в области биологических знаний;
• Осмысление личного и чужого опыта,наблюдений за природными объектами и явлениями;
• Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
• Способность воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
• осознание своего поведения с точки зрения опасности или безопасности для себя или для окружающих;
• осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
• активное участие в решении практических задач природосбережения (в рамках семьи, школы, города);
• интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения биологических знаний;
• уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
• готовность к осознанном упостроению дальнейшей индивидуальной траектории образования на основе ориентиров в мире профессий и профессиональных предпочтений, уважительного отношения к труду, разнообразного опыта участия в социально значимом труде;
• представления обосновах экологической культуры ,соответствующей современному уровню экологического мышления,приобретение опыта экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность (сельско-хозяйственную), в том числе умение учиться у других людей;
• осознание стрессовой ситуации, оценка происходящих биологических изменений и их последствий; формировать опыт;
• осознание своих дефицитов и проявление стремления к их преодолению;
• саморазвитие, умение ставить достижимые цели и строить реальные
жизненные планы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
• пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;
• давать научное объяснение с опорой на ключевые слова биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;
• проводить наблюдения с опорой на план за живыми объектами, собственным организмом;
• описывать биологические объекты, процессы и явления с опорой на алгоритм;
• ставить с опорой на алгоритм учебных действий несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты с помощью учителя;
• использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы (на бумажных и электронных носителях), ресурсы Интернета при выполнении учебных задач;
• создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач с помощью педагога.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
• использовать информационно-коммуникационные технологии для решения коммуникативных и познавательных задач в области биологии;
• с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты по биологии с использованием иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата и координировать свои действия с другими членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт, принимать и разделять ответственность и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
• определять цели биологического образования, ставить новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• планировать пути достижения целей в биологических наблюдениях, осознанно выбирать способы решения учебных и познавательных задач;
• соотносить свои действия во время биологических наблюдений с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• осознавать и применять ценностное отношение к живой природе, к собственному организму; понимать роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;
• уметь применять систему биологических знаний под руководством педагога: раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой природы, эволюционного развития органического мира в его единстве с неживой природой; сформированность представлений о современной теории эволюции и основных свидетельствах эволюции;
• владеть основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использовать изученные термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов с опорой на схемы и алгоритмы;
• понимать способы получения биологических знаний; иметь опыт использования методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов с опорой на алгоритм учебных действий;
• уметь характеризовать с опорой на ключевые слова, план, справочную информацию основные группы организмов в системе органического мира (в том числе вирусы, бактерии, растения, грибы, животные): строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека;
• уметь объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, сходства и отличия человека от животных, характеризовать строение и процессы жизнедеятельности организма человека, его приспособленность к различным экологическим факторам;
• уметь описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие биологические процессы в организмах растений, животных и человека с опорой на план;
• иметь представление о взаимосвязи наследования потомством признаков от родительских форм с организацией клетки, наличием в ней хромосом как носителей наследственной информации, об основных закономерностях наследования признаков;
• иметь представление об основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и эволюции организмов; представление об антропогенном факторе;
• иметь представление об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством и способах их преодоления;
• уметь решать учебные задачи биологического содержания, с опорой на алгоритм учебных действий, в том числе выявлять причинно-следственные связи, проводить расчеты, делать выводы на основании полученных результатов; уметь создавать и применять с помощью педагога словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы;
• осознавать вклад российских и зарубежных ученых в развитие биологических наук;
• владеть навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности с помощью учителя;
• уметь планировать под руководством учителя и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты;
• уметь интегрировать с помощью педагога биологические знания со знаниями других учебных предметов;
• владеть основами экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека; умение выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
• уметь использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; неприятие вредных привычек и зависимостей; уметь противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;
• знать и уметь применять приемы оказания первой помощи человеку, выращивания культурных растений и ухода за домашними животными;

Тематическое планирование, 6 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего
Контрольные работы
Практические работы

1 Растительный организм 8 0.5 1.5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4148d0

2 Строение и многообразие покрытосеменных растений 11 1 4,5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4148d0

3 Жизнедеятельность растительного организма 14 1.5 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4148d0

4 Резервное время 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4148d0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 9

Поурочное планирование, 6класс
№ п/п
Тема урока
Количество часов Дата изучения
Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего
Контрольные работы
Практические лабораторные работы

1 Ботаника – наука о растениях 1 0 0 06.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d0af2

2 Общие признаки и уровни организации растительного организма 1 0 0 13.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d0c82

3 Споровые и семенные растения 1 0 0 20.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d0de0

4 Растительная клетка, ее изучение. Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения листа водного растения элодеи» 1 0 0,5 27.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d0fde

5 Жизнедеятельность клетки 1 0 0 04.10.2023
6 Химический состав клетки. Лабораторная работа «Обнаружение неорганических и органических веществ в растении» 1 0 0.5 11.10.2023
7 Растительные ткани, их функции. Лабораторная работа «Изучение строения растительных тканей (использование микропрепаратов)» 1 0 0.5 18.10.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d115a

8 Органы растений. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения травянистого цветкового растения (на живых или гербарных экземплярах растений): пастушья сумка, редька дикая, лютик едкий и другие растения» 1 0.5 0.5 25.10.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d12ae

9 Строение семян. Лабораторная работа «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений» 1 0 0.5 08.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d3cca

10 Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа «Изучение строения корневых систем (стержневой и мочковатой) на примере гербарных экземпляров или живых растений. Изучение микропрепарата клеток корня» 1 0 0,5 15.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d1402

11 Видоизменение корней 1 0 0 22.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d197a

12 Побег. Развитие побега из почки. Лабораторная работа «Изучение строения вегетативных и генеративных почек (на примере сирени, тополя и других растений)» 1 0 0.5 29.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d1c90

13 Строение стебля. Лабораторная работа «Рассматривание микроскопического строения ветки дерева (на готовом микропрепарате)» 1 0 0.5 06.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d28ca

14 Внешнее и внутреннее строение листа. Лабораторная работа «Ознакомление с внешним строением листьев и листорасположением (на комнатных растениях)». 1 0 0.5 13.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d1e98

15 Видоизменения побегов. Лабораторная работа «Исследование строения корневища, клубня, луковицы» 1 0 0.5 20.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d2c08

16 Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа «Изучение строения цветков» 1 0 0.5 27.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d3842

17 Соцветия. Лабораторная работа «Ознакомление с различными типами соцветий» 1 0 0.5 10.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d3842

18 Плоды 1 0 0 17.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d3b4e

19 Распространение плодов и семян в природе 1 1 0 24.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d3b4e

20 Обмен веществ у растений 1 0 0 31.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d2550

21 Минеральное питание растений. Удобрения 1 0 0 07.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d1b00

22 Фотосинтез. Практическая работа «Наблюдение процесса выделения кислорода на свету аквариумными растениями» 1 0 0.5 14.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d2028

23 Роль фотосинтеза в природе и жизни человека 1 0 0 21.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d2028

24 Дыхание корня. Лабораторная работа «Изучение роли рыхления для дыхания корней» 1 0 0.5 28.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d21c2

25 Лист и стебель как органы дыхания 1 0 0 06.03.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d2320

26 Транспорт веществ в растении. Практическая работа «Выявление передвижения воды и минеральных веществ по древесине» 1 0 0.5 13.03.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d2c08

27 Выделение у растений. Листопад 1 0.5 0 13.03.2024
28 Прорастание семян. Практическая работа «Определение всхожести семян культурных растений и посев их в грунт». «Определение условий прорастания семян» 1 0 0.5 20.03.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d3cca

29 Рост и развитие растения. Практическая работа «Наблюдение за ростом и развитием цветкового растения в комнатных условиях (на примере фасоли или посевного гороха)» 1 0 0.5 03.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d2fb4

30 Размножение растений и его значение 1 0 0 10.04.2024
31 Опыление. Двойное оплодотворение 1 0 0 17.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d3842

32 Образование плодов и семян 1 0 0 24.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d39c8

33 Вегетативное размножение растений. Практическая работа «Овладение приёмами вегетативного размножения растений (черенкование побегов, черенкование листьев и другие) на примере комнатных растений (традесканция, сенполия, бегония, сансевьера и другие растения)» 1 0 0.5 08.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d34d2

34 Резервный урок. Обобщение знаний о строении и жизнедеятельности растительного организма 1 1 0 15.05.2024
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 9
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Биология, 6 класс/ Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.; под редакцией Пономаревой И.Н., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Биология 6 класс Методические материалы.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.http://www.e-osnova.ru/- Журнал «Биология. Все для учителя!»

2. http://digital.1september.ru – Общероссийский проект «Школа цифрового века».
3. Библиотека ЦОК